Отзывы и рецензии

Открытия большие и малые

Это очень нелегко – идти путём самостоятельного открытия темы, взволнованно говорить людям – а ведь этого вы не знали, а вот этого вы не видели, возьмите это – это поможет вам в жизни.

Бывает так, что тема иногда знакома читателю, но если она открыта заново, открыта с той стороны, на которую читатель ещё не заглядывал, повёрнута тем боком, который2 всегда был в тени – это тоже открытие.

Стихотворение можно считать удачным лишь в том случае, если его открытие состоялось, если в произведении есть новый заряд мысли, новый поворот темы, неожиданность и необычность.

«По поэзии нужно блуждать как по незнакомому городу, - писал поэт М.Светлов, - где за каждым углом ждёт тебя радостная неожиданность»

Ну может быть, не обязательно радостная, но всегда неожиданность. Банальные перепевы того, что было до тебя, так же далеки от поэзии, как ремесленничество от подлинного искусства.

И ещё – эмоциональный взрыв. Слова, пусть даже самые умные, но не трогающие сердца, трудно причислить к разряду поэтических.

«Истинная лирика заставляет забыть о своей форме и входит в тебя только чистым чувством, как бывает чистое золото с его горячим блеском , которое на миг затмевает и чекан и дату», писал большой мастер стиха И.Сельвинский.

Размышления обо всём этом навеяла мне новая книга стихов С. Гершановой «Лето», выпущенная Ростиздатом.

О поэзии С. Гершановой пишут довольно скромно. К сожалению, сколько-нибудь значимых исследований её творчества, глубокого всестороннего анализа нет – лишь небольшие рецензии, беглые заметки, каткие упоминания.

Безусловно, я не ставлю своей целью заявить о творчестве С.Гершановой многосторонне и широко. Но её стихи, собранные в книге «Лето», не оставили меня безучастным, заставили поразмышлять и о её поэтическом кредо, и о поэзии вообще.

Да, во многих её стахах есть открытия темы, открытия мыслей и чувств, если так можно сказать. Эти открытия не мог бы сделать другой поэт, это именно гершановские открытия, проникнутые её раздумьями, её эмоциями.

Посмотрите, как своеобразно решена тема: мы привыкли к пословице « не боги горшки обжигают». С.Гершанова 16 строками перевернула наше представление об этой, казалось бы, истине. Такова сила большой поэзии.

А как эмоционально, неожиданно лукаво, написано стихотворение «Краски»:

А мне сегодня подарили краски,

Сегодня утром подарили краски,

Рисуют на Серёжкиных тетрадках,

А если не хватает — на столе!

Это только одна строфа из стихотворения, но в ней всё поэтично!

Несмотря на некоторые издержки, С. Гершанова с особым вниманием относится к ритму своих стихотворений. Он очень разнообразен, естественен, многокрасочен, и это тоже отличительная черта поэтессы, это тоже её, гершановское.

Мы, к сожалению, стали в последнее время очень нетребовательны к выбору ритмической основы стихотворений: какой получится! А получается — всё одно и то же… Хорошо это? Видимо, не очень.

И это понимает С.Гершанова. Даже белые стихи у неё наделены своеобразным ритмом.

В книге «Лето» особо удачными мне представляются стихи дальневосточного цикла. Запоминается, волнует стихотворение о Мысе Край света, где «бродят берегом коровы там, у света на краю…». Светло и нежно рассказано о девчатах из женского общежития, у которых «глазища настежь», с болью и осуждением — о моряке:

Но выбросил моряк бумажку

С девчачьим адреском за борт…

И на волне она взлетала,

И не брало её водой,

И всё белела,

Всё блистала

Одной-единственной звездой…

 

По-женски мягко, душевно, написаны «Баллада о всаднике и «Баллада о берёзе» Это очень тонкие и умные стихотворения со своими открытиями, со своим эмоциональным накалом.

В стихах Светланы Гершановой много точных, по-настоящему образных фраз. Без глубокого образа поэзии не может быть. Останутся лишь лубочные картинки для отдыха глаз. А многие образы Гершановой заставляют напряжённо биться мысль, будоражат сердце: «У деревьев медленные думы», «Осень — как язычницу, сжигают на кострах!», «И не кажется Уж безобразным оттого лишь, что он — не Орёл», «Там деревья стоят, как олени, вскинув ветви-рога в серебре», «Пью залпом горячее лето…», «Цветенье — это самоотреченье…»

Мне кажется, книга всегда должна отражать суть поэтического мировоззрения автора, своеобразие его творческого метода.

В большинстве своём стихи сборника «Лето» отвечают этому принципу. И это очень хорошо. Пусть же лето творческой зрелости С.Гершановой длится как можно дольше, неся читателям настоящую радость от общения с подлинным поэтическим словом.



Ген.Сухорученко

Вернутся к списку