Отзывы и рецензии
С. Гершленова Димка-маленький Рассказы
«Целый месяц папа говорил Димке:
- Скоро мы поедем на море, в отпуск.
И Димка всё ждал, когда же это они поедут на море.
Только оказалось, что они не поедут, а полетят.
Димка ещё никогда не летал на самолёте и ему было страшно, только он никому об этом не говорил – стыдно ему было – четыре года человеку, а он боится летать!
… А внутри самолёта была комната с креслами и круглыми окошками, и в эти окошки было видно лётное поле и другие самолёты.
- Пристегните ремни! Сказала девушка в пилотке и раздала всем по конфетке, а Димке дала целых три.
И тут мимо Димки в кабину пошли три лётчика в красивой лётной форме, и Димка попросил:
_ Дядя, вы можете лететь пониже?
- Ладно, раз надо – полетим сегодня пониже, малыш.
- Спасибо, сказал Димка вежливо.»
Процитированный выше отрывок – лишь эпизод из жизни дошкольника Димки, маленького героя рассказов Светланы Гершановой. Самыми раз0нообразными событиями – значительными и, на первый взгляд, неважными, радостными и чуточку грустными - наполнено существование малыша Димки. Незатейливые, чисто житейские коллизии (покупка новой игрушки, приход в дом мастеров-водопроводчиков) формируют характер героя С. Гершановой. Следует отдать должное автору рукописи – используя эти «мелочи быта», С. Гершанова умело и точно рисует становление характера будущего человека , показывает процесс его физического и духовного роста.
Думается, и маленькому читателю, сверстнику Димки, история из жизни главного героя книжки скажут многое… Одни из них просто позабавят и посмешат, другие же заставят призадуматься. О чём? О разном. Например, о том, кто из двух ребят должен уступить друг другу – младший старшему или старший младшему (рассказ «День рождения»)? Как научиться не «жадничать», не запрашивать лишнего у родителей («Ружьё»)? Чем крепка настоящая дружба («Друзья» и «На пляже»)?
Теплом родительской любви, улыбкой старших согрето детство малыша в рассказах С. Гершановой. Умную, направляющую руку взрослого человека ощущает Димка постоянно и неизменно… Нужное слово, хороший совет находят для маленького героя находят и отец с матерью и дедушка. При этом дидактическая начинка не выгляди в рассказах С.Гершановой назойливой или прямолинейной. Педагогическая рекомендация прочитывается как бы между строк рассказов… Думается, что именно эта сторона «малышовой прозы» С.Гершановой делает её интересной для взрослого читателя. А ведь подобная «двухуровневость» - не такое уж частое явление в нашей детской литературе…
Стоит отметить, однако, что в части рассказов о Димке «взрослая ориентация» всё-таки преобладает. Так, скорее на взрослого, а не на юного читателя расасчитаны рассказики «Белые убили комсомольца», «Алёнкин день рождения», «Деньги», «Не в своей кроватке», «На улице», «Не дождался», «Самосвал», «Красный конь», «Разведка», «Мама и папа», «Алёнка». А юморески «Милочка», «Мороженое», «Крепость», «Домой», «Про куклу и медвежонка» как будто сошли со страниц взрослых журнальных рубрик «Юмор в коротких штанишках» или «Говорят дети» (цитирую):
«- Я когда вырасту, никого не буду слушаться, а ты?
- Нет, я буду, потому, что маму жалко.» («Милочка»).
«Не обращай внимания, малыш – сказал дядя в чёрных очках – Тётя просто пошутила.
- У неё было совсем нешуточное лицо – засомневался Димка» («Мороженое»)
«Димка хохочет.
- Димка, скорей! Уже так поздно, сейчас придём ,и сразу спать.
-Нет, сначала надо на горшок. А бывают добрые собаки?» («Домой»)
«- Тебе не стыдно? И я ведь сказал тебе - не ломай.
Ты же не сказал «Пожалуйста»!» («Крепость»)
«М кщё через день кукла так надоела папе, что он попросил:
- Знаешь что, возьми её совсем на воспитание» («Про куклу и медвежонка»)
На мой взгляд, будущую книжку рассказов С.Гершановой могли бы составить следующие произведения : «Путаница», «Солнышко», «День рождения», «Водопровод», «Ружьё», «Друзья», «Про кота» , «Самолёт», «На пляже», «Кто скорей», «Димка вернулся», «Буквы», «Потерялся», «Жу4ки-плавунцы», «Мне не видно бабушку»
Михаил Мезинов