Отзывы и рецензии

С. Гершленова Димка-маленький Рассказы

«Целый месяц папа говорил Димке:

- Скоро мы поедем на море, в отпуск.

И Димка всё ждал, когда  же это они поедут на море.

Только оказалось, что они не поедут, а полетят.

Димка ещё никогда не летал на самолёте и ему было страшно, только он никому об этом не говорил – стыдно ему было – четыре года человеку, а он боится летать!

… А внутри самолёта была комната с креслами и круглыми окошками, и в эти окошки было видно лётное поле и другие самолёты.

- Пристегните ремни! Сказала девушка в пилотке и раздала всем по конфетке, а Димке дала целых три.

И тут мимо Димки  в кабину пошли три лётчика  в красивой лётной форме, и Димка попросил:

_ Дядя, вы можете лететь пониже?

- Ладно, раз надо – полетим сегодня пониже, малыш.

- Спасибо, сказал Димка вежливо.»

Процитированный выше отрывок – лишь эпизод из жизни дошкольника Димки, маленького героя рассказов  Светланы Гершановой.  Самыми раз0нообразными событиями – значительными и, на первый взгляд, неважными, радостными и чуточку грустными  -  наполнено существование малыша Димки. Незатейливые, чисто житейские коллизии (покупка новой игрушки, приход в дом мастеров-водопроводчиков) формируют  характер героя С. Гершановой. Следует отдать должное автору рукописи – используя эти «мелочи быта», С. Гершанова  умело и точно  рисует становление характера будущего человека , показывает процесс его физического и духовного роста.

Думается, и маленькому читателю, сверстнику Димки, история из  жизни главного героя книжки скажут многое… Одни из них просто позабавят и посмешат, другие же заставят призадуматься. О чём? О разном. Например, о том, кто из двух ребят должен уступить  друг другу – младший старшему или старший младшему (рассказ «День рождения»)? Как научиться не «жадничать», не запрашивать лишнего у родителей («Ружьё»)? Чем крепка настоящая дружба («Друзья» и «На пляже»)?

Теплом родительской любви, улыбкой старших согрето детство малыша в рассказах С. Гершановой. Умную, направляющую руку взрослого человека ощущает Димка постоянно и неизменно… Нужное слово, хороший совет находят для маленького героя находят и отец с матерью и дедушка. При этом дидактическая начинка  не выгляди в рассказах С.Гершановой назойливой или прямолинейной. Педагогическая рекомендация прочитывается как бы между строк рассказов…  Думается, что именно эта сторона «малышовой прозы» С.Гершановой  делает её интересной для взрослого читателя.  А ведь подобная «двухуровневость»  - не такое уж частое явление в нашей  детской литературе…

Стоит отметить, однако, что  в части рассказов о Димке  «взрослая ориентация» всё-таки преобладает.  Так, скорее на взрослого, а не на юного читателя  расасчитаны рассказики «Белые убили комсомольца», «Алёнкин день рождения», «Деньги», «Не в своей кроватке», «На улице», «Не дождался», «Самосвал», «Красный конь», «Разведка», «Мама и папа», «Алёнка». А юморески «Милочка», «Мороженое», «Крепость», «Домой», «Про куклу и медвежонка» как будто сошли со страниц взрослых журнальных рубрик «Юмор в коротких штанишках» или «Говорят дети» (цитирую):

«- Я когда вырасту, никого не буду слушаться, а ты?

- Нет, я буду, потому, что маму жалко.» («Милочка»).

«Не обращай внимания, малыш – сказал дядя в чёрных очках – Тётя просто пошутила.

- У неё было совсем нешуточное лицо – засомневался Димка» («Мороженое»)

«Димка хохочет.

- Димка, скорей! Уже так поздно, сейчас придём ,и сразу спать.

-Нет, сначала надо на горшок. А бывают добрые собаки?» («Домой»)

«- Тебе не стыдно? И я ведь сказал тебе  - не ломай.

Ты же не сказал «Пожалуйста»!» («Крепость»)

«М кщё через день кукла так надоела папе, что он попросил:

- Знаешь что,  возьми её совсем на воспитание» («Про куклу и медвежонка»)

На мой взгляд, будущую книжку рассказов С.Гершановой могли бы составить следующие произведения : «Путаница», «Солнышко», «День рождения», «Водопровод», «Ружьё», «Друзья», «Про кота» , «Самолёт», «На пляже», «Кто скорей», «Димка вернулся», «Буквы», «Потерялся», «Жу4ки-плавунцы», «Мне не видно бабушку»

 

Михаил  Мезинов

Вернутся к списку